Старинная и древняя музыка в исполнении
ансамбля
“Atrium Musicae de Madrid”
Любители старинной музыки со
стажем должны помнить пластинку “Musica Iucunda” (Светская музыка XII—XVII
вв.), выпущенную в 1978 году “Мелодией” по лицензии фирмы “Hispavox”. Трудно
сказать, чем определялся выбор (возможно, у испанской фирмы лицензию купить
было дешевле, чем у мировых грандов), но он оказался поистине счастливым. На
этой пластинке была представлена незнакомая советскому слушателю музыка,
инструментальная и вокальная, старинных немецких, французских, английских,
нидерландских, итальянских и, конечно испанских композиторов — начиная от
бесхитростной “Палестинской песни” миннезингера Вальтера фон дер Фогелвайде
(1170—1230) до полифонических пьес Жоскена де Пре (1440—1522) и утонченной
музыки Карло Джезуалдо да Веноза (1560—1614),, “Причудливых (stravaganza)
созвучий” его современника Джованни Маке. И, конечно, открытием стал мадридский
ансамбль “Atrium Musicae” под руководством Грегорио Паньягуа.
Когда всего пару лет спустя
автор этих строк оказался в научной командировке в США, он не мог пройти мимо
также недавно появившейся тогда (1979г.) пластинки “Музыка Древней Греции” в
том же исполнении. Уже существующее доверие к ансамблю “Atrium Musicae”
подтверждалось тем, что, как гласила надпись на конверте пластинки, она была
выпущена под патронажем ЮНЕСКО, а сбор от нее предназначался для реставрации
Афинского Акрополя. Записана была она таким грандом, как Harmonia Mundi France
В красочном буклете внутри
конверта со старинной амфорой перечислялись инструменты, используемые в записи
и восстановленные по старинным рисункам или сохранившимся фрагментам
инструментов из раскопок (в том числе у того же Акрополя). Это и водяной орган
(гидравл), монохорд, сиринкс (старинная флейта), сейстрон, эпигонейон…
Описывалось также, как были расшифрованы древние музыкальные знаки, сделанные
задолго до нотного письма и сохранившиеся в папирусах из музеев Вены, Берлина,
Осло, как восстановленная из античных руин музыка сравнивалась с традиционными
песнопениями, живущими еще на Пелопонессе и Балканах. На этой пластинке,
буквально с первых звуков вовлекающей в мир Древней Греции, представлены Гимны
Аполлону, Немезиде, Солнцу, оды и эпитафии, музыка, сопровождающая театральное
действо.
Слушая время от времени (уже
20 лет) эту пластинку и с сожалением замечая, сколь властно над ней время, я
мечтал, когда же появится компакт-диск. Наконец, в 2000 году фирма “Harmonia
Mundi” сделала такой подарок, причем по цене, вполне приемлемой, особенно для
человека, сознающего, что он приобретает за $ 11. Особенно отрадно, что на сей
раз не надо никуда ехать, а достаточно было заказать этот диск в музыкальном
салоне “Бегемот” (Musique de la Grece Antique, HMA 195 1015).
Благодаря возможностям,
предоставляемым Интернетом, удалось изучить дискографию Atrium
Musicae de Madrid. Открытием оказался диск “Musique Arabo-Andalouse”, также на Harmonia Mundi. Известно,
что в древности Пиренейский полуостров, в частности Андалузия, подвергались
вторжениям (и просто притоку) людей арабского и северо-африканского
происхождения. Мавританская Испания в течение средних веков (с VIII по XV вв.)
была очагом культурного влияния на всю остальную Европу. В буклете можно
прочесть, что “начиная с 755 года, после провозглашения независимости от
халифата Кордовы, возникла автономная культурная жизнь, по духу отчетливо
андалузская, но вместе с тем несущая на себе отпечаток всего полуострова,
греческой и различных восточных культур. Музыка, предписываемая Кораном,
запрещая любые вольности антропоморфного характера, создавала исключительные
сложности, но и стимулы для исполнителей, в том числе танцоров. Испанские
танцовщицы, как известно, славились уже со времен Древнего Рима. На описываемом
здесь СD представлена целиком инструментальная музыка — звучат кеманча, даф,
уд, дарабукка, рабаб, замар. Всего 42 минуты звучания создают ощущение, что
побывал на древней земле в те далекие времена.
Уже позже арабо-андалузская,
или исламо-мусульманская музыка приобретает вокальные традиции. Своеобразной
вехой здесь явился 1492 год, год падения ряда мусульманских городов,
путешествия Колумба. Блестящие образцы испанской музыки как до, так и после
этого представлены в комплекте из 8 CD Espana Antigua в исполнении Hesperion XX
/ Jordi Savall на лейбле Virgin Classic, но об этом разговор уже в следующей
статье.
В.
Г. Торосян
док.
философ. наук, проф. Института им. Россинского, КубГУ, Краснодарского института
Культуры и искусств