Автор : Тимур Джасте  
              КАРМИНА БУРАНА, МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ*    
                       
                       
          Среди шедевров мирового симфонизма, нашедших отклик в сердцах обширного круга слушателей 
          и причисленных к своего рода архетипам классической музыки, одно из центральных мест по 
          праву занимает сценическая кантата Карла Орффа «Кармина Бурана». В равной степени   
          признанная как искушенными гурманами от музыки, так и широкой публикой, она не избежала 
          обычной в таких случаях участи по-настоящему популярных произведений, неизменными   
          спутниками которых стали окружающие их мифы и легенды, - как восходящие к реальным   
          фактам, так и ставшие следствием недостаточной осведомленности слушателей.    
                         
          В рамках данной статьи мною была предпринята скромная попытка прокомментировать   
          некоторые из них.           
                     
  МЕНЮ САЙТА:   1. Кармина Бурана обязана своим появлением немецкому композитору Карлу Орффу   
* О НАС       Если данное утверждение и является истиной, то лишь отчасти. Речь в данном случае может идти 
* НАШ КАТАЛОГ       не о «появлении», а разве что о «втором рождении»: обнаруженный в 1803 году в аббатстве   
* СИСТЕМА ЗАКАЗОВ     Benediktbeuern (что в 100 км к югу от Мюнхена) рукописный поэтический сборник, известный как 
* НАШИ ПАРТНЕРЫ       «Carmina Burana», восходит к 12 веку и считается одним из наиболее выдающихся литературных 
* НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ     памятников своего времени. Несколько десятков лет ушло у исследователей на то, чтобы   
* НАШ SALE       реконструировать стихотворения в первозданном виде (утраченные страницы и даже целые   
* ИНФОРМАЦИЯ О ПОСТУПЛЕНИЯХ   разделы восстанавливались на основе сопоставления с другими источниками, дошедшими до 
* АВТОРСКИЕ СТАТЬИ     наших дней) и расположить их в нужном порядке. Итогом этой кропотливой работы стало   
* ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ     вышедшее в 1847 году полное издание текстов манускрипта, подготовленное Йоханом Андреасом 
* НОВИНКИ       Шмеллером, который и дал этой антологии ее нынешнее название – Carmina Burana (в одном из 
* ОБМЕН CD       переводов - «Баварские песни»). Справедливости ради нужно отметить, что в полном смысле 
* НАШИ АРХИВЫ       песнями были лишь те стихотворения, которые сопровождались так называемыми невмами – 
          относительно редкими в то время нотационными знаками, использовавшимися в основном для 
          записи церковной музыки. Таким образом, в остальных случаях мелодические линии пришлось 
          восстанавливать путем наложения текста на известные средневековые мелодии. Впрочем, это ни в 
          коей мере не помешало современным коллективам, - таким, как Clemencic Consort под   
          управлением Rene Clemencic и Ensemble Organum под управлением Marcel Peres, - выпустить 
          общепризнанно** аутентичные аудиоверсии нескольких частей этого поэтического цикла.   
          Что же до Карла Орффа, то он назвал свое совершенно случайное знакомство с этим   
          произведением «улыбкой Фортуны» - богини Судьбы, ода которой впоследствии стала визитной 
          карточкой как самой сценической кантаты, так и всего творчества Орффа в целом. После первого 
          исполнения, состоявшегося в 1937 и ставшего подлинным триумфом, композитор обратился к 
          своему издателю с просьбой "взять все его предыдущие и, увы, изданные работы и выбросить их в 
          мусорное ведро». Вероятно, он был слишком к себе критичен: по утверждению его биографа 
          Henry Pleasant, "...даже ранние произведения /Орффа/ свидетельствовали о приверженности 
          простым мелодиям и сильным ритмам, которые всегда отличали его музыку». Хотя нельзя не 
          признать, что «Кармина Бурана» с ее безыскусной притягательностью и бьющим через край   
          гедонизмом так и осталась непревзойденной вершиной творческого пути композитора. Она 
          органично вобрала в себя богатое наследие традиционной западной музыки, революционные в 
          своей новизне представления о лиричности, насыщенный переживаниями романтизм,   
          титаническую архитектонику, ритмическую дерзость, уникальное по своей природе сочетание 
          языческих и современных чувств и ощущений, а также зрелую простоту, доступную только   
          настоящим Мастерам. При этом гению Орффа удалось избежать обвинений в эклектике и создать 
          удивительно гармоничное произведение, в котором мелодизм уживается с яростным натиском 
          перкуссий, а оркестровые партии всей своей массой опираются на расширенную до 5 человек 
          секцию ударных. Полифония, развернутые мелодические линии и развитие исходных тем   
          практически не используются; напротив, упор делается на самые  простые средства, наполняющие 
          музыку атмосферой неукрощенной языческой чувственности и плотского экстаза. В большинстве 
          случаев вся эта мощь используется для того, чтобы подчеркнуть сильно акцентированные хоровые 
          партии, что делает «Кармину Бурану» чем-то похожей на остинатные работы Стравинского. Ни о 
          каких заимствованиях речь в данном случае идти не может, потому что Карл Орфф работал над 
          своим шедевром в то время, когда музыку Стравинского в Германии еще никто не слышал. При 
          этом нельзя отрицать тот факт, что именно Стравинский впоследствии действительно стал   
          любимым современным композитором Орффа; об отношении самого Стравинского к Орффу 
          история, увы, умалчивает.         
                       
                       
        2. Кармина Бурана – это леденящий душу гимн темным силам     
          Вероятно, подобным заблуждением мы обязаны грозно звучащему хору в первой части кантаты 
          (“Fortuna Imperatrix Mundi” – «Фортуна - повелительница мира»). На самом деле это стоическое по 
          своему характеру воззвание представляет собой лишь часть обширного цикла из более чем 250 
          голиардских стихотворений, разделенных в соответствии с классификацией Parlett на следующие 
          пять частей:            
                       
          Carmina Moralia/Satirica (CB 1-55) – стихотворения морализаторского и нравоучительного   
          характера, по большей части направленные против лицемерных служителей культа, продающих 
          церковные службы и берущих плату за услуги религиозного характера. Далее следует ставшее 
          притчей во языцех размышление о непостоянстве Фортуны, чья благосклонность переменчива, как 
          свет луны поздней ночью (O Fortuna, velut luna, statu variabilis), а также несколько строф,   
          относящихся к крестовым походам;       
                       
          Carmina Amatoria (CB 56-186) – самая большая по объему часть манускрипта (порядка 50 % всего 
          текста), воспевающая любовь во всех ее проявлениях, от разврата в публичных домах до   
          безответной любви к прекрасной женщине, от девичьих рассуждений об утрате невинности до 
          сравнения любви с весной и праздником природы. Помимо современных для того времени 
          сюжетов, авторы сборника не обошли вниманием античные истории несчастной любви (Елена и 
          Парис, Дидона и Эней);        
                       
          Carmina Potoria (CB 187-226) – застольные песни, являющиеся неотъемлемой частью вагантской 
          культуры. Тематика стихотворений обширна: здесь и диспут между вином и водой, и месса для 
          игроков в азартные игры, и признания пьяного аббата, и даже призывы к основанию Ордена 
          странствующих школяров. В этот раздел вошла одна из самых известных песен сборника – In 
          Taberna Quando Sumus, которую особенно охотно цитируют современные интерпретаторы древней 
          музыки.           
                       
          Supplementum (CB 227-228) – т. н. Страсти Христовы, древнейший прообраз современной оперы 
          (это были первые попытки создать музыкальное произведение, состоящее из отдельных партий, 
          распределенных между соответствующими персонажами).      
                       
          Carmina Ludi (CB 1* - 26a*) – разнородная подборка стихотворений, не вошедших ни в одну из 
          остальных четырех частей. Большая часть произведений представляет собой т. н. Fragmenta 
          Burana, собрание манускриптов, обнаруженных позднее.     
                       
        3. Кармина Бурана звучит в фильме «Омен», знаменуя собой поражение добра в борьбе   
        со злом и наводя ужас на зрителей         
          Здесь двух мнений быть не может: несмотря на многочисленные сравнения заглавной композиции 
          фильма "Ave Satani", принадлежащей перу Джерри Голдсмита (получившего за нее в 1976 году 
          Оскара) и оды "O Fortuna" из «Кармины Бураны», саундтрэк к «Омену» не имеет с шедевром 
          Карла Орффа ничего общего. Музыкальные стили Голдсмита и Орффа настолько кардинально 
          отличаются друг от друга, что настойчивые попытки провести между ними параллель вызывают 
          недоумение. Если Орффу удалось сохранить преемственность и создать произведение, впитавшее 
          в себя традиции великих композиторов прошлого, то Голдсмит словно приступил к работе над 
          саундтрэком с чистого листа. Разумеется, он никоим образом не отвергал доставшегося ему 
          музыкального наследия, однако создается впечатление, что между композитором и его   
          предшественниками разверзлась пропасть в несколько веков, которая так и осталась для него 
          непреодолимой. Получившееся в результате произведение приобрело ярко выраженный   
          современный характер, и даже по-средневековому монотонный хор, – единственная аналогия с 
          «Карминой Бураной», - оказался не в состоянии это скрыть. Однако нужно отдать Голдсмиту 
          должное: имевшимся в его распоряжении инструментарием он распорядился блестяще. Основой 
          для заглавного трэка (Ave Satani) стала идея черной мессы, текст для которой написал сам   
          композитор ("Кровь мы пьем/ Плоть мы едим/ Сатана, воскресни во плоти/ Приветствуем тебя, 
          Антихрист/ Приветствуем тебя, Сатана!"). При этом для достижения устрашающего эффекта 
          используются все средства: и часто повторяющийся в тексте звук "с", благодаря которому   
          вокальные партии становятся похожими на змеиное шипение, и сам характер этих партий, иногда 
          минорных, иногда - атональных и насыщенных диссонансами, переходящими в истеричное 
          крещендо. Более того, появление этой музыкальной темы в фильме подчиняется строгой   
          драматургии: не ограничиваясь одной лишь ролью саундтрэка, музыка сама становится одним из 
          персонажей фильма и символизирует невидимую силу, стоящую за спиной Антихриста. По 
          замыслу режиссера, Ave Satani звучит во время самых трагических событий, словно предупреждая 
          о грядущей беде, причем голоса постепенно становятся все громче и громче, словно пробуждаясь 
          от сна, чтобы внезапно смолкнуть в кульминационный момент, оставляя зрителя наедине с   
          увиденным. Не все смогли принять сделанный композитором вызов: одни называли саундтрэк к 
          фильму THE OMEN самой страшной музыкой, которую им когда-либо доводилось слышать, 
          другие обвиняли композитора в надругательстве над их религиозными чувствами. В этой связи 
          хотелось бы отметить, что Джерри Голдсмит использовал аналогичные по стилю приемы   
          (шепчущий хор, стаккато, тяжеловесные декламации и пронзительные стенания) в диаметрально 
          противоположном по смыслу произведении - прославляющей Христа кантате CHRISTUS   
          APOLLO, что лишний раз свидетельствует о незаурядной одаренности композитора и   
          многогранности его таланта. Да и в самом фильме THE OMEN эта музыка, в конечном счете, 
          звучит как сатанинский крик ужаса и отчаяния перед угрозой возможного поражения.   
                       
          При подготовке данной статьи использовались материалы следующих web-ресурсов:    
               
          Carl Orff Homepage,     
          http://orff.munich.netsurf.de/orff/start_e.html    
               
          Carmina Burana – FAQ,     
          http://members.ozemail.com.au/~caveman/Carmina/    
               
          The Omen – The deluxe edition of Jerry Goldsmith’s soundtrack    
          http://www.mfiles.co.uk/Reviews/the-omen-deluxe-edition.htm    
               
          OMENS AND OBSESSIONS by W.F.Krasnoborski,     
          http://www.ts-deconstruction.com/goldsmith/omen_avesatani.htm    
               
          CINEMA CHORAL CLASSICS,     
          http://www.shef.ac.uk/~cm1jwb/chorclcd.htm    
               
          Undeniably classic horror score. -Isaac Engelhorn,     
          http://scoresounds.tripod.com/omen.html    
               
          THE OMEN (DELUXE EDITION) Jerry Goldsmith,     
          http://www.musicfromthemovies.com/pages/reviews/omen_deluxe.html    
                       
          Дискография:          
                       
        Carmina Burana
 
  CARMINA BURANA         
            (CLEMENCIC CONSORT / INSTRUMENTS ANCIENS) 3 CD    [3:40:32]    
            HMA 190336.38 Release date: Nov/1990     
                       
                       
                       
        Carmina Burana: The Great Mystery of the Passion
 
CARMINA BURANA - LE MYSTERIE DE LA PASSION 2 CD    [2:28:34]    
          (ENSEMBLE ORGANUM – MARCEL PERES)    
          HMA 1901323.24 Release date: Jun/1999    
                     
                       
                     
        Carmina Burana
 
  CARMINA BURANA - CARL ORFF      
            (Franz Welser-Möst / Barbara Hendricks * Jeffrey Black * Michael Chance * The Choristers of the 
            Cathedral and Abbey Church of St. Alban * The London Philharmonic Orchestra)   
            EMI CLASSICS 7540542 Release date 20.08.1990    
                       
                       
       
 
  THE OMEN (1976/2001) [1:6:00]      
            Music By JERRY GOLDSMITH        
            (Conducted By Lionel Newman, Orchestrations By Arthur Morton,     
            Performed By The National Philharmonic Orchestra)    
            Varese Sarabande VCD 302 066 288 2    
                       
                       
                       
        * - Неавторская версия названия статьи        
        ** - от редакции             
                       
                       
                         
Раскрути свою страничку Бесплатно:: 1ps.ru Art Web group. Каталог ресурсов. Веб-дизайн. Базы-данных. Rambler's Top100 be number one Сайт Музыкального Салона Бегемот Сайт Музыкального Салона Бегемот <a href=http://forum.userline.ru/myforum.php?board=26101558>Сайт Музыкального Салона Бегемот</a> @Submit!-FREE Promotion Music Rating System TamTam
Найти: на hypo.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
КАТАЛОГ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ REFLINKS Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог! Rambler's Top100 Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС! каталог @PAUTINA.NET Что, Где, Почем в интернете. Rambler's TopShop Каталог взрослых ресурсов!
Поиск в Каталоге Refer.Ru:


Используются технологии uCoz
Раскрути свою страничку Бесплатно:: 1ps.ru Art Web group. Каталог ресурсов. Веб-дизайн. Базы-данных. Rambler's Top100 be number one Сайт Музыкального Салона Бегемот Сайт Музыкального Салона Бегемот <a href=http://forum.userline.ru/myforum.php?board=26101558>Сайт Музыкального Салона Бегемот</a> @Submit!-FREE Promotion Music Rating System TamTam
Найти: на hypo.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
КАТАЛОГ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ REFLINKS Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог! Rambler's Top100 Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС! каталог @PAUTINA.NET Что, Где, Почем в интернете. Rambler's TopShop Каталог взрослых ресурсов!
Поиск в Каталоге Refer.Ru: