Toru Tkemitsu
 
                     
 
                    Автор : Тимур Джасте  
                МИР ТОРУ ТАКЕМИЦУ  
                     
                     
                     
          Тот факт, что Такемитцу использует шакухачи – традиционную японскую флейту – в качестве   
          солирующего инструмента, произвел на меня неизгладимое впечатление; я был совершенно   
          очарован богатством красок, красотой звучания и той нежностью, с которой этот примитивный   
          инструмент обращается к слушателю. Я сохранил этот звук в своей памяти на многие годы.   
          Оглядываясь назад, я начинаю понимать, что именно встреча с музыкой Такемитцу вдохновила меня   
          на переход от золотой флейты к деревянной. В начале 1990-х Такемитцу, который искренне   
          восхищался арфистом Фабрисом Пьерром, обратился к нему с предложением написать нам концерт 
          для флейты и арфы. Партитура так и осталась на уровне замысла из-за отсутствия спонсоров для   
          выплаты комиссионных. Наконец, в 1995 году London Proms и Kitakyushu Festival в Японии решили   
          включить работу в свою программу. Такемитцу наконец-то смог приступить к сочинению музыки,   
  МЕНЮ САЙТА:     однако смертельная болезнь уже тогда начала подтачивать его силы. За несколько месяцев до своей   
* О НАС         смерти он писал мне о том, что источником вдохновения для него стала скульптура Миро, и что   
* НАШ КАТАЛОГ       концерт должен быть состоять из двух частей: "Луна" и "Солнце". Конец года выдался тяжелым и   
* СИСТЕМА ЗАКАЗОВ       изнурительным, но уже в январе Такемитцу писал, что чувствует себя лучше и с радостью   
* НАШИ ПАРТНЕРЫ       возвращается к написанию концерта. Композитор отобрал один фрагмент (соло для флейты),   
* НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ       названный им «Воздух», и посвятил его Аурелю Николету, – эта музыка прозвучала в конце января   
* НАШ SALE       1996 г. на церемонии в Базеле, посвященной 70-летию швейцарского флейтиста. Однако болезнь   
* ИНФОРМАЦИЯ О ПОСТУПЛЕНИЯХ     снова вступила в свои права, и 20 февраля 1996 Такемитцу не стало. Этот диск является данью   
* АВТОРСКИЕ СТАТЬИ       уважения одному из величайших композиторов 20 столетия, который шел в ногу со своим веком и с   
* ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ       одинаковым удовольствием работал над созданием саундтрэков, занимался аранжировками Сати и   
* НОВИНКИ       обрабатывал музыку Beatles, - композитора, ставшего продолжателем искусства Дебюсси и немало   
* ОБМЕН CD       сделавшего для интеграции японских традиций в современный музыкальный язык.  
* НАШИ АРХИВЫ         Patrick Gallois.   Paris. December 1999  
               
  Variable face of TT(3 patterns)
 
      Тору Такемитцу искренне любил писать музыку для флейты: он неоднократно использовал ее как в   
          качестве солирующего инструмента, так и в камерной музыке, он также сотрудничал с ведущими   
          исполнителями, чтобы полностью раскрыть заложенные в ней возможности. В отличие от   
      большинства других оркестровых инструментов, флейта, благодаря своей безыскусной простоте,   
      стоит куда ближе к миру природы, ставшему для Такемитцу основным источником вдохновения; при   
      этом флейта отличается многообразием вариантов звукоизвлечения и пальцевой техники, что   
          позволяет добиваться необычайно тонкого окрашивания музыкальных фраз, и даже отдельных нот.   
      При этом она способна если и не воспроизвести звучание традиционной японской бамбуковой   
      флейты, то хотя бы предложить слушателям приемлемый западный эквивалент этого инструмента.   
      Флейта также являлась самым важным духовым инструментом в музыке Франции – именно ее   
      Такемитцу ценил в европейской музыкальной традиции выше всего. Говорят, что французскими   
          композиторами, в наибольшей степени повлиявшими на творчество Такемитцу, были Дебюсси и   
          Мессиан. Однако его обработка одной из фортепианных прелюдий Эрика Сати к мистической пьесе   
          Rosicrucian LE FILS DES ETOILES (1891) для флейты и арфы, сделанная в 1975 г., наводит на другие   
          выводы. Столь характерные для Сати плывущие в никуда последовательности аккордов, лишенные   
          привычных каденций и освободившиеся от оков тактового рисунка стандартных размеров, в   
          значительной степени напоминают свободно струящиеся потоки гармоний Такемитцу. Строй арфы   
          был частично изменен, чтобы аккордовые последовательности было не так неудобно играть –   
          характерный пример детального интереса композитора к технике игры на инструменте.   
          Такемитцу часто делал транскрипции музыкальных произведений, причем не только принадлежащих   
          перу других композиторов, но и своих собственных. Например, его TOWARD THE SEA («Путь к   
          морю») существует в трех различных версиях. Первая, для флейты и гитары, была написана в 1981   
          как вклад Такемитцу в кампанию фонда Гринписа "Спасем китов". Названия трех частей этого   
          произведения автору подсказал великий роман Германа Мелвилла о жизни китобоев  «Моби Дик», в   
          котором кит в конечном счете одерживает победу над своими охотниками. Однако море больше   
          интересовало композитора как «духовная сфера», о чем свидетельствует процитированный им   
          отрывок из вышеупомянутого романа: ''Возьмите самого  рассеянного  из людей,  погруженного  в    
          глубочайшее  раздумье … и  он  безошибочно приведет вас к воде… Да, да, ведь  всем известно,    
          что размышление и вода навечно неотделимы друг от друга."  
 
        Для произведения в целом характерен свободный темп (как у Сати), хотя некоторые фрагменты его   
          заключительной части четко укладываются в 3/16; при этом автор скрупулезно обозначает   
          многочисленные смены темпа. Столь же детальный характер носит нотная запись партий флейты   
          альта (звучащей на четверть тона ниже обычного инструмента): разными цветами отмечены   
          нестандартные аппликатуры, соответствующие “пустому тону» и трелям между одной и той же нотой.   
          Композитор также делал особые пометки для обозначения тремоло и нот, звучащих вместе со   
          своими октавными обертонами. Мелодическая линия флейты альта охватывает множество   
          вариантов восходящей трехнотной фразы, полученной из букв слова S-E-A – ми  ми-бемоль ля.   
          Гитарные партии в основном сводятся к аккомпанирующим аккордам и орнаментациям арпеджио,   
          вдохновленных самой природой инструмента. Первая транскрипция произведения TOWARD THE   
          SEA III для флейты альта и арфы увидела свет лишь в 1989 г. Особенности оригинальных текстур,   
          особенно мелодии и аккомпанемента, позволили Такемитцу оставить партию флейты альта без   
          изменений. В оркестровой версии гитарные орнаментации передаются арфе, в то время как   
          струнные бережно поддерживают скрытые в музыкальном полотне гармонии; обозначения тактов,   
          скорее всего, добавлены ради облегчения работы дирижера, а не для того, чтобы усилить ощущение   
          ритма. В последней транскрипции партия арфы представляет собой идиоматическую адаптацию   
          исходной партии гитары.       
           Такемитцу сочинил I HEAR THE WATER DREAMING (Я СЛЫШАЛ СОН ВОДЫ) для флейты и   
          оркестра в 1987 для американской флейтистки Паулы Робсон. В этом произведении композитор   
          соединил идею воды с еще одной концепцией, занимающей центральное место в его видении   
          музыки, а именно со сном. Однако, как и в ссылках на роман Моби Дик, эта ассоциация реализуется в 
          том числе и  посредством обращения к альтернативной художественной форме: в данном случае   
          речь идет о картине Water Dreaming (Спящая вода), написанной аборигенами западной Австралии   
          и насыщенной мифологическими символами.  Такемитцу писал, что работа основана на теме   
          флейтового соло в самом начале произведения, которое соответствует "водной иконе",   
          изображенной на картине; эта тема проходит целый ряд вариаций и трансформируется в цепочку   
          "лирических, подобных сновидениям эпизодов". Как и в большинстве других работ композитора, в   
          основе которых лежит партия солирующего инструмента, аккомпанирующий оркестр отличается на   
          удивление большим составом, включающим в себя челесту и две арфы; однако оркестровая мощь   
          используется автором весьма скупо, лишь для поддержки и дополнительного окрашивания спокойно   
          и величественно струящейся солирующей линии, – лишь единожды омраченной коротким   
          вкраплением едва скрываемой жестокости, но ни разу не прерванной.   
          В еще одном произведении Такемитцу, - AND THEN I KNEW 'TWAS WIND (И Я ЗНАЛ, ЧТО ЭТО БЫЛ   
          ВЕТЕР), сочинении для флейты, виолы и арфы, написанном в 1992, - идея сна ассоциируется не с   
          водой, а с движением воздуха. В качестве названия композитор использовал строчку из   
          стихотворения Эмили Дикинсон и пояснил, что "в основе сюжета его произведения лежат   
          уподобившиеся ветрам проявления души, или бессознательного разума (мы даже можем называть   
          это «сном»), чьи дуновения, словно ветер, незримо пронизывают человеческое сознание". Здесь мы   
          также встречаем подробные обозначения оттенков звучания для всех инструментов; в один из   
          моментов арфист играет необычное глиссандо при помощи настроечного ключа, добиваясь при этом   
          по-настоящему японского эффекта. Органичный поток музыки, основанный на непрерывных   
          пульсациях тактового размера and темпа, организует восходящая линия, процитированная в партии   
          виолы в самом начале произведения, - партия, заимствованная из написанной в 1915 сонаты   
          Дебюсси для тех же трех инструментов. Этот факт еще раз свидетельствует о том, что Такемитцу в   
          своем творчестве равнялся на великих мастеров французской школы.   
          Произведение And Then I Knew 'twas Wind было написано для признанного швейцарского флейтиста   
          Ауреля Николетта; и именно в честь приближающегося 70-летия Николетта в конце 1995 г.   
          композитор написал сочинение для флейты соло, названное им AIR (ВОЗДУХ). Название   
          представляет собой музыкальную характеристику произведения, основанного на струящейся   
          мелодии, и в то же время отдает должное природной стихии, без которой игра на флейте была бы   
          невозможна. Эта филигранная миниатюра была взята, как объяснял уже Патрик Галлуа, из   
Toru Takemitsu Photo 2
 
        задуманного композитором произведения для флейты, арфы и оркестра, оставшемся   
          незавершенным из-за смерти Такемитцу в феврале 1996 г. Ему было 65 лет.  
          Anthony Burto        
                     
                     
                     
                     
        * - Неавторская версия названия статьи      
                     
                     
                     
                       
           
 
       
                     


Используются технологии uCoz